В военном и мирном небе - Подвигу память!

В военном и мирном небе

02.04.2025

В. Зарубин

Как-то проходя мимо окружной Доски почета, я невольно задержал взгляд на портрете, где был запечатлен человек в форме пилота гражданской авиации. Грудь его украшали ордена и многие медали. И подпись: Анатолий Федорович Алексеев. В следующий раз я услышал эту фамилию 9 мая 1975 года, в день 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В тот солнечный весенний день секретарь горкома партии на митинге, посвященном празднику Победы, объявил: «Слово предоставляется кавалеру ордена Ленина, награжденному боевыми орденами и медалями, пилоту Ханты-Мансийского авиапредприятия Анатолию Федоровичу Алексееву».

На трибуну поднялся человек, и в лучах солнца сверкнуло не тускнеющее золото боевых наград. Волнуясь, чуть глуховатым голосом ветеран поздравил присутствующих с праздником и заверил, что и на трудовом фронте ветераны будут приумножать славу любимой Родины.

Для Анатолия Федоровича Алексеева выбор профессии не был случаен. В тридцатые годы все мальчишки и девчонки мечтали об авиации. Страна Советов, рожденная Октябрем, расправляла крылья. Полеты Чкалова, Осипенко, Гризодубовой, Каманина, Водопьянова покорили весь мир, создали непоколебимую славу отечественной авиации.

Для многих мечта осталась мечтой, а для Анатолия она сбылась. Он стал курсантом летного училища. И вполне возможно, что тоже повел бы воздушный корабль на Северный полюс, на Дальний Восток или в южные горячие степи. Но, как и многим другим, ему пришлось сесть за штурвал не мирного — военного корабля...

Когда я был у Анатолия Федоровича дома, он показал мне многочисленные фотографии — дней прошедших и дней сегодняшних. На одной из них — молодой гвардеец, старший лейтенант. На другой тот, которому за пятьдесят. Каждый снимок — остановившееся время. Анатолий Федорович до сих пор занимается фотографией, а потребность в ней стала на войне необходимостью: нужно было фиксировать результаты своей боевой работы, которая выполнялась почти всегда в ночное время.

...Сбросив бомбы, экипаж ИЛ-4 должен был еще раз пройти над целью. Машина не должна была менять курс и высоту, чтобы фотоустановка смогла зафиксировать объект, освещенный взрывом. А с момента сброса бомбы до ее взрыва проходило двадцать пять секунд. Если бомба не взрывалась, в запасе были еще две. В ослепляющем свете прожекторов, близких разрывов зенитных снарядов самолет становился хорошей мишенью еще двадцать пять, а то и все пятьдесят секунд.

Не каждый экипаж данной обстановке мог часто выполнять подобные задания. Экипаж Алексеева оказался крепче других. Но и для него один из полетов закончился трагически.

...Крымское побережье. Глухая осенняя полночь. Экипаж Алексеева в очередном боевом полете. Впереди Джанкой. По данным разведки в этом районе — крупное сосредоточение военной и живой силы противника. При выходе из атаки самолет резко тряхнуло: прямое попадание в один двигатель. Пытаясь сбить пламя, Анатолий бросил машину в скольжение, в темноту, навстречу затаившейся земле. Стрелка высотометра стремительно отсчитывала падение самолета, а огонь только сильней разгорался. Мгновенно оценив обстановку, Алексеев приказал членам экипажа покинуть бомбардировщик. Сам он выбросился последним.

Вскоре ветер донес шум моторов, гортанную немецкую речь, и через несколько минут Анатолий увидел вспыхнувшие фары автомашины. Едва успел сбросить парашют — и в сторону. Надо было уходить. Он оказался на оккупированной фашистами территории, за 270 километров от линии фронта...

Но судьба улыбнулась Алексееву. Он встретил настоящих советских людей — Корюна Овакимовича Овакимяна и его дядю, работавшего старостой в немецкой управе. Они укрыли летчика, нашли для него гражданскую одежду. А вечером показали немецкую листовку: «Всякий, кто укажет место, где укрываются русские летчики с подбитого самолета, будет награжден немецким командованием 30 тысячами марок, получит в пользование три десятины земли и прочие льготы».

Но Анатолий поверил этим людям. Он провел с ними две недели, пока не зажили поврежденные при падении ноги.

Преодолев многие препятствия, с документом, который достали спасители, Алексеев добрался до линии фронта. Еще немного — и он у своих. Но судьба изменила ему. Он попал в плен к румынам. Допросы, побои. И в конце концов приказ: расстрелять. Повели на расстрел их вдвоем с попутчиком.

Но любовь к жизни сильнее смерти. Даже в самые последние минуты человек ищет выход из создавшегося положения. И такой выход представился для Алексеева. По пути конвоиры отвлеклись, встретив знакомого. Улучив момент, Анатолий с попутчиком оглушили и сбили их с ног и бросились бежать. Скирда, у которой должны были оборваться две молодые жизни, оказалась спасением, а за ней недалеко был лес.

А потом снова родной полк, боевые задания, самые запомнившиеся из которых — полеты на Берлин. Для их выполнения отбирали самых опытных летчиков, в числе которых был и Алексеев, награжденный уже орденами Боевого Красного Знамени и Отечественной войны I степени. Полеты были сложные и опасные. Столицу фашистского рейха опоясали аэростаты воздушного заграждения, на подступах к ней установлены тысячи прожекторов, каждый участок неба патрулировался самолетами противника.

Алексеев воевал в небе Польши, Румынии, Венгрии, Берлина. 189 боевых вылетов! И только ночью!

Война закончилась. Многие пилоты военной авиации перешли в гражданский воздушный флот. Так же поступил и Алексеев. Работал в Красноярском крае, принимал участие в изыскании трассы Абакан —Тайшет, летал с геологами, искал в тайге пропавшие группы людей, сбрасывал им продукты. В степях Оренбуржья осваивал целинные земли. Труд авиационно-химической эскадрильи, которой он командовал, отмечен многими Почетными грамотами Оренбургского обкома партии, а ее командир удостоен медали, которой Анатолий Федорович очень гордится, — «За освоение целинных земель». А в нашем крае Анатолий Федорович оказался в 1972 году.

Фотографии, фотографии... На одной из них Анатолий Федорович со своим командиром Героем Советского Союза писателем Борисом Тихомоловым. Жизнь летчика, умение не терять хладнокровия в сложных ситуациях произвели на Тихомолова большое впечатление. Писатель посвятил Алексееву повесть «Триста шагов до смерти», главы из романа «Небо в огне», рассказ «Гроза». На этих произведениях автор написал: «Анатолию Алексееву. Прирожденному летчику-асу. Человеку исключительной отваги, собрату по оружию, с которым мы громили фашистских оккупантов в годы Великой Отечественной войны. В знак глубокого уважения. Автор».

А сейчас ветеран войны и труда пилот вертолета МИ-8 Анатолий Федорович Алексеев участвует в преобразовании древней югорской земли.

Ханты-Мансийск

«Ленинская правда», 18 октября 1977 года

Array
(
    [ID] => 387
    [IBLOCK_ID] => 2
    [NAV_CACHED_DATA] => 
    [NAME] => В военном и мирном небе
    [IBLOCK_SECTION_ID] => 1
    [IBLOCK] => Array
        (
            [ID] => 2
            [~ID] => 2
            [TIMESTAMP_X] => 22.11.2019 17:23:09
            [~TIMESTAMP_X] => 22.11.2019 17:23:09
            [IBLOCK_TYPE_ID] => lists
            [~IBLOCK_TYPE_ID] => lists
            [LID] => s1
            [~LID] => s1
            [CODE] => memory
            [~CODE] => memory
            [API_CODE] => 
            [~API_CODE] => 
            [NAME] => Книга памяти
            [~NAME] => Книга памяти
            [ACTIVE] => Y
            [~ACTIVE] => Y
            [SORT] => 500
            [~SORT] => 500
            [LIST_PAGE_URL] => /memory/
            [~LIST_PAGE_URL] => /memory/
            [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/memory/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_ID#/
            [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/memory/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_ID#/
            [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/memory/#SECTION_CODE#/
            [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/memory/#SECTION_CODE#/
            [CANONICAL_PAGE_URL] => 
            [~CANONICAL_PAGE_URL] => 
            [PICTURE] => 
            [~PICTURE] => 
            [DESCRIPTION] => 
            [~DESCRIPTION] => 
            [DESCRIPTION_TYPE] => text
            [~DESCRIPTION_TYPE] => text
            [RSS_TTL] => 24
            [~RSS_TTL] => 24
            [RSS_ACTIVE] => Y
            [~RSS_ACTIVE] => Y
            [RSS_FILE_ACTIVE] => N
            [~RSS_FILE_ACTIVE] => N
            [RSS_FILE_LIMIT] => 
            [~RSS_FILE_LIMIT] => 
            [RSS_FILE_DAYS] => 
            [~RSS_FILE_DAYS] => 
            [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
            [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
            [XML_ID] => 
            [~XML_ID] => 
            [TMP_ID] => 42db3e234ccde1bd10ea6a4241e9ca29
            [~TMP_ID] => 42db3e234ccde1bd10ea6a4241e9ca29
            [INDEX_ELEMENT] => Y
            [~INDEX_ELEMENT] => Y
            [INDEX_SECTION] => Y
            [~INDEX_SECTION] => Y
            [WORKFLOW] => N
            [~WORKFLOW] => N
            [BIZPROC] => N
            [~BIZPROC] => N
            [SECTION_CHOOSER] => L
            [~SECTION_CHOOSER] => L
            [LIST_MODE] => 
            [~LIST_MODE] => 
            [RIGHTS_MODE] => S
            [~RIGHTS_MODE] => S
            [SECTION_PROPERTY] => N
            [~SECTION_PROPERTY] => N
            [PROPERTY_INDEX] => N
            [~PROPERTY_INDEX] => N
            [VERSION] => 1
            [~VERSION] => 1
            [LAST_CONV_ELEMENT] => 0
            [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0
            [SOCNET_GROUP_ID] => 
            [~SOCNET_GROUP_ID] => 
            [EDIT_FILE_BEFORE] => 
            [~EDIT_FILE_BEFORE] => 
            [EDIT_FILE_AFTER] => 
            [~EDIT_FILE_AFTER] => 
            [SECTIONS_NAME] => Разделы
            [~SECTIONS_NAME] => Разделы
            [SECTION_NAME] => Раздел
            [~SECTION_NAME] => Раздел
            [ELEMENTS_NAME] => Публикации
            [~ELEMENTS_NAME] => Публикации
            [ELEMENT_NAME] => Публикация
            [~ELEMENT_NAME] => Публикация
            [REST_ON] => N
            [~REST_ON] => N
            [EXTERNAL_ID] => 
            [~EXTERNAL_ID] => 
            [LANG_DIR] => /
            [~LANG_DIR] => /
            [SERVER_NAME] => master.memory.uwdev.ru
            [~SERVER_NAME] => master.memory.uwdev.ru
        )

    [LIST_PAGE_URL] => /memory/
    [~LIST_PAGE_URL] => /memory/
    [SECTION_URL] => /memory/in-the-battle-of-fire/
    [SECTION] => Array
        (
            [PATH] => Array
                (
                    [0] => Array
                        (
                            [ID] => 1
                            [~ID] => 1
                            [CODE] => in-the-battle-of-fire
                            [~CODE] => in-the-battle-of-fire
                            [XML_ID] => 
                            [~XML_ID] => 
                            [EXTERNAL_ID] => 
                            [~EXTERNAL_ID] => 
                            [IBLOCK_ID] => 2
                            [~IBLOCK_ID] => 2
                            [IBLOCK_SECTION_ID] => 
                            [~IBLOCK_SECTION_ID] => 
                            [SORT] => 10
                            [~SORT] => 10
                            [NAME] => В огне сражений
                            [~NAME] => В огне сражений
                            [ACTIVE] => Y
                            [~ACTIVE] => Y
                            [DEPTH_LEVEL] => 1
                            [~DEPTH_LEVEL] => 1
                            [SECTION_PAGE_URL] => /memory/in-the-battle-of-fire/
                            [~SECTION_PAGE_URL] => /memory/in-the-battle-of-fire/
                            [IBLOCK_TYPE_ID] => lists
                            [~IBLOCK_TYPE_ID] => lists
                            [IBLOCK_CODE] => memory
                            [~IBLOCK_CODE] => memory
                            [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 
                            [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 
                            [GLOBAL_ACTIVE] => Y
                            [~GLOBAL_ACTIVE] => Y
                            [IPROPERTY_VALUES] => Array
                                (
                                )

                        )

                )

        )

    [IPROPERTY_VALUES] => Array
        (
        )

    [TIMESTAMP_X] => 25.04.2025 12:20:13
    [META_TAGS] => Array
        (
            [TITLE] => В военном и мирном небе
            [ELEMENT_CHAIN] => В военном и мирном небе
            [BROWSER_TITLE] => 
            [KEYWORDS] => 
            [DESCRIPTION] => 
        )

    [DETAIL_TEXT] => 

В. Зарубин

Как-то проходя мимо окружной Доски почета, я невольно задержал взгляд на портрете, где был запечатлен человек в форме пилота гражданской авиации. Грудь его украшали ордена и многие медали. И подпись: Анатолий Федорович Алексеев. В следующий раз я услышал эту фамилию 9 мая 1975 года, в день 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В тот солнечный весенний день секретарь горкома партии на митинге, посвященном празднику Победы, объявил: «Слово предоставляется кавалеру ордена Ленина, награжденному боевыми орденами и медалями, пилоту Ханты-Мансийского авиапредприятия Анатолию Федоровичу Алексееву».

На трибуну поднялся человек, и в лучах солнца сверкнуло не тускнеющее золото боевых наград. Волнуясь, чуть глуховатым голосом ветеран поздравил присутствующих с праздником и заверил, что и на трудовом фронте ветераны будут приумножать славу любимой Родины.

Для Анатолия Федоровича Алексеева выбор профессии не был случаен. В тридцатые годы все мальчишки и девчонки мечтали об авиации. Страна Советов, рожденная Октябрем, расправляла крылья. Полеты Чкалова, Осипенко, Гризодубовой, Каманина, Водопьянова покорили весь мир, создали непоколебимую славу отечественной авиации.

Для многих мечта осталась мечтой, а для Анатолия она сбылась. Он стал курсантом летного училища. И вполне возможно, что тоже повел бы воздушный корабль на Северный полюс, на Дальний Восток или в южные горячие степи. Но, как и многим другим, ему пришлось сесть за штурвал не мирного — военного корабля...

Когда я был у Анатолия Федоровича дома, он показал мне многочисленные фотографии — дней прошедших и дней сегодняшних. На одной из них — молодой гвардеец, старший лейтенант. На другой тот, которому за пятьдесят. Каждый снимок — остановившееся время. Анатолий Федорович до сих пор занимается фотографией, а потребность в ней стала на войне необходимостью: нужно было фиксировать результаты своей боевой работы, которая выполнялась почти всегда в ночное время.

...Сбросив бомбы, экипаж ИЛ-4 должен был еще раз пройти над целью. Машина не должна была менять курс и высоту, чтобы фотоустановка смогла зафиксировать объект, освещенный взрывом. А с момента сброса бомбы до ее взрыва проходило двадцать пять секунд. Если бомба не взрывалась, в запасе были еще две. В ослепляющем свете прожекторов, близких разрывов зенитных снарядов самолет становился хорошей мишенью еще двадцать пять, а то и все пятьдесят секунд.

Не каждый экипаж данной обстановке мог часто выполнять подобные задания. Экипаж Алексеева оказался крепче других. Но и для него один из полетов закончился трагически.

...Крымское побережье. Глухая осенняя полночь. Экипаж Алексеева в очередном боевом полете. Впереди Джанкой. По данным разведки в этом районе — крупное сосредоточение военной и живой силы противника. При выходе из атаки самолет резко тряхнуло: прямое попадание в один двигатель. Пытаясь сбить пламя, Анатолий бросил машину в скольжение, в темноту, навстречу затаившейся земле. Стрелка высотометра стремительно отсчитывала падение самолета, а огонь только сильней разгорался. Мгновенно оценив обстановку, Алексеев приказал членам экипажа покинуть бомбардировщик. Сам он выбросился последним.

Вскоре ветер донес шум моторов, гортанную немецкую речь, и через несколько минут Анатолий увидел вспыхнувшие фары автомашины. Едва успел сбросить парашют — и в сторону. Надо было уходить. Он оказался на оккупированной фашистами территории, за 270 километров от линии фронта...

Но судьба улыбнулась Алексееву. Он встретил настоящих советских людей — Корюна Овакимовича Овакимяна и его дядю, работавшего старостой в немецкой управе. Они укрыли летчика, нашли для него гражданскую одежду. А вечером показали немецкую листовку: «Всякий, кто укажет место, где укрываются русские летчики с подбитого самолета, будет награжден немецким командованием 30 тысячами марок, получит в пользование три десятины земли и прочие льготы».

Но Анатолий поверил этим людям. Он провел с ними две недели, пока не зажили поврежденные при падении ноги.

Преодолев многие препятствия, с документом, который достали спасители, Алексеев добрался до линии фронта. Еще немного — и он у своих. Но судьба изменила ему. Он попал в плен к румынам. Допросы, побои. И в конце концов приказ: расстрелять. Повели на расстрел их вдвоем с попутчиком.

Но любовь к жизни сильнее смерти. Даже в самые последние минуты человек ищет выход из создавшегося положения. И такой выход представился для Алексеева. По пути конвоиры отвлеклись, встретив знакомого. Улучив момент, Анатолий с попутчиком оглушили и сбили их с ног и бросились бежать. Скирда, у которой должны были оборваться две молодые жизни, оказалась спасением, а за ней недалеко был лес.

А потом снова родной полк, боевые задания, самые запомнившиеся из которых — полеты на Берлин. Для их выполнения отбирали самых опытных летчиков, в числе которых был и Алексеев, награжденный уже орденами Боевого Красного Знамени и Отечественной войны I степени. Полеты были сложные и опасные. Столицу фашистского рейха опоясали аэростаты воздушного заграждения, на подступах к ней установлены тысячи прожекторов, каждый участок неба патрулировался самолетами противника.

Алексеев воевал в небе Польши, Румынии, Венгрии, Берлина. 189 боевых вылетов! И только ночью!

Война закончилась. Многие пилоты военной авиации перешли в гражданский воздушный флот. Так же поступил и Алексеев. Работал в Красноярском крае, принимал участие в изыскании трассы Абакан —Тайшет, летал с геологами, искал в тайге пропавшие группы людей, сбрасывал им продукты. В степях Оренбуржья осваивал целинные земли. Труд авиационно-химической эскадрильи, которой он командовал, отмечен многими Почетными грамотами Оренбургского обкома партии, а ее командир удостоен медали, которой Анатолий Федорович очень гордится, — «За освоение целинных земель». А в нашем крае Анатолий Федорович оказался в 1972 году.

Фотографии, фотографии... На одной из них Анатолий Федорович со своим командиром Героем Советского Союза писателем Борисом Тихомоловым. Жизнь летчика, умение не терять хладнокровия в сложных ситуациях произвели на Тихомолова большое впечатление. Писатель посвятил Алексееву повесть «Триста шагов до смерти», главы из романа «Небо в огне», рассказ «Гроза». На этих произведениях автор написал: «Анатолию Алексееву. Прирожденному летчику-асу. Человеку исключительной отваги, собрату по оружию, с которым мы громили фашистских оккупантов в годы Великой Отечественной войны. В знак глубокого уважения. Автор».

А сейчас ветеран войны и труда пилот вертолета МИ-8 Анатолий Федорович Алексеев участвует в преобразовании древней югорской земли.

Ханты-Мансийск

«Ленинская правда», 18 октября 1977 года

[DETAIL_PICTURE] => [PICTURE] => )

Вернуться к списку